АХРР | Ассоциация художников революционной России
Ассоциация художников революционной России; с 1928 года — АХР, Ассоциация художников революции — крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов, являвшееся, благодаря поддержке государства, самой многочисленной и мощной из творческих групп 1920-х годов. Основана в 1922 году, распущена в 1932 и явилась предтечей единого Союза художников СССР.
Большинство значимых художников АХРРа училось живописи ещё в царское время на основе программы академического рисунка или же получало свои умения непосредственно у педагогов этой школы (например, 1-й советский баталист Митрофан Греков учился у 1-го баталиста императорского — Франца Рубо). Это привело к тому, что работы видных ахровцев не слабы ни по рисунку, ни по композиции с колоритом, и в наши дни они имеют не только историческую, но во многих случаях и значительную художественную ценность.
Г.К.Савицкий. "Порт". 1924 год.
В 20-е годы, период расцвета русского авангарда, также желавшего работать на пользу революции, АХРР решительно противопоставила себя этим мастерам, пользовавшимся новым художественным языком. Опираясь на наследие передвижников, считавших, что в картине дидактическое содержание намного важнее художественной ценности, и «искусство должно быть понятно народу», Ассоциация создавала полотна, которые не вызывали бы отторжения массовой аудитории своей сложностью. Одним из компонентов стала реалистичность живописи, вторым — выбор тем, опиравшийся на социальный и партийный заказ — революция, советский быт и труд.
Н.М.Никонов. "Въезд Красной армии в Красноярск". 1923 год.
АХРР схлестнулась в жестокой борьбе с представителями других художественных группировок, не державшихся за реализм и сюжетную живопись. Ахровцы боролись с левыми направлениями в искусстве, наносившими, по их мнению, большой вред реалистической живописи, стремились доказать необходимость существования станковой сюжетной картины, боролись с лозунгом «искусство для искусства».
Б.В.Иогансон. "Советсткий суд". 1928 год.
Типичные черты произведений ахровцев — это чёткая повествовательность, консервативная «реалистичность», попытка воссоздания исторического или современного события (то есть — героизированная документальность). Художники АХРР стремились сделать свою живопись доступной массовому зрителю той поры, и поэтому своём творчестве они часто использовали бытописательский язык позднего передвижничества. Кроме «героического реализма» в их работах также проявлялись тенденции бытописательства и натурализма, хотя это, как позже отмечали советские критики, «часто приводило к мелкотемью и иллюстративности».
Н.Б.Терпсихоров. "Первый лозунг". 1924 год.
Они воплощали свой лозунг «художественного документализма»: чрезвычайно распространённой была практика выезда на натуру. Живописцы шли на фабрики и заводы, в красноармейские казармы, чтобы там наблюдать жизнь и быт своих персонажей. Их деятельность началась с зарисовок на московских заводах («Динамо» и др.) в 1922 году, куда практически сразу отправился Радимов с товарищами. В период подготовки выставки «Жизнь и быт народов СССР» все участники побывали в самых отдалённых уголках страны и привезли оттуда значительное число зарисовок, лёгших в основу их произведений. Была воплощена концепция творческих командировок: живописцы отправлялись в поездки вместе с экспедициями Академии наук, геологами-разведчиками, строителями.
М.И. Авилов. "Разоружение частей Колчаковской армии". 1926 год.
Большую роль сыграли художники АХРР в деле освоения новых для советского искусства тем, например, советского пейзажа, оказав влияние на представителей разных художественных групп того времени. Безусловно, они повлияли на сложение теории социалистического реализма в живописи — понятия, впервые появившегося в газетах в 1932 году, в год роспуска АХРР.
Дополнительно, АХРР пользовался изобретениями агитпрома, так как его задачей было не только создавать полотна на актуальные темы, но и пускать их в народ, тиражируя на плакатах и открытках. Также «несмотря на программно-антимодернистские установки, элементы модерна (символизма и импрессионизма) постоянно дают о себе знать, но как бы в усмирённом варианте, чуждом фантазий».
В.Н.Перельман. "Рабкор". 1925 год.
Большинство значимых художников АХРРа училось живописи ещё в царское время на основе программы академического рисунка или же получало свои умения непосредственно у педагогов этой школы (например, 1-й советский баталист Митрофан Греков учился у 1-го баталиста императорского — Франца Рубо). Это привело к тому, что работы видных ахровцев не слабы ни по рисунку, ни по композиции с колоритом, и в наши дни они имеют не только историческую, но во многих случаях и значительную художественную ценность.
Б.М.Кустодиев. "Октябрь в Петрограде". 1927 год.
Главным направлением деятельности АХРР в 1920-е годы стали выставки. Ею было организовано около 70 выставок в столице и других городах филиалов АХРР. Эти выставки имели характер всесоюзных отчётно-тематических экспозиций. Ахровцы ввели в свою практику тематический принцип выставок: «Жизнь и быт Красной Армии», «Жизнь и быт рабочих», «Революция, быт и труд» и др. Эти выставки, объединённые единым тематическим стержнем, были новым явлением и имели большой успех у зрителей.
М.Б.Греков. "Трубачи 1-й Конной". 1934 год.
В своём издательстве АХРР выпускала журнал «Искусство в массы» (1929—30), вышло 20 номеров. Выпускала цветные репродукции, открытки, альбомы и выставочные каталоги. Всего увидели свет около 800 открыток АХРР. Большинство из них было напечатано в цвете, тиражи доходили до 50.000 экз. Печатались не только работы ахровцев, но и других художников и классических работ из собрания Эрмитажа.
К.Ф.Юон. "Осада Московского Кремля в 1917 году". 1927 год.
«Идеальная открытка своей темой должна была агитационно способствовать развитию новой социалистической культуры. Велика была доля открыток, предназначенных для детей. Изображенные на них ребята были очень серьёзными: они играли, чтобы примериться к будущей профессии, а пионеры и пионерки не только отдыхали, но и трудились. Большое внимание АХР уделяла, конечно же, образу нового человека и, в особенности, новой советской женщины, которая представала в облике „инженера", „выдвиженки", „физкультурницы"».
Б.Н.Яковлев. "Транспорт налаживается". 1923 год.
Популизм АХРРа критиковался (1930 год) : «основная масса ахрровских художников, как и раньше, выражает настроения городского мещанства и деревенских кругов, связанных с последним. Лубки и плакаты, выпущенные издательством АХРР в огромном количестве, ярко отражают именно идеологию самых отсталых в культурном отношении слоев городской мелкой буржуазии. После всего этого неудивительно, когда кампания против домашнего хлама, проводимая „Комсомольской правдой", встречает большое недовольство среди художников АХРР».
Г.Г.Ряжский. "Председательница". 1928 год.
Первые выставки АХРР состояли преимущественно из работ хроникально-бытового характера. Но вскоре художники сумели «преодолеть бытовизм» и создали картины большого образного содержания, отражающие «типические явления жизни». В этих произведениях показывались уже не отдельные конкретные эпизоды, а давалась «широкая картина жизни народа, его революционной борьбы».
Количественный состав АХРР—АХР не был постоянным и мог колебаться от 300 до 80 членов и экспонентов. В разное время в АХРР входили:
Председатели и учредители
Архипов, Абрам Ефимович
Богородский, Федор Семенович
Вольтер, Алексей Александрович
Григорьев, Александр Владимирович
Дормидонтов, Николай Иванович
Дроздов, Иван Георгиевич
Дроздов М. Д.
Журавлёв Василий Васильевич
Карев, Василий Васильевич
Карпов, Степан Михайлович
Кацман, Евгений Александрович
Киселис, Пётр Юльевич
Котов, Николай Георгиевич
Лехт, Фридрих (Фердинанд) Карлович
Малютин, Сергей Васильевич
Никонов, Николай Митрофанович
Павлов, Семен Андреевич
Перельман, Виктор Николаевич
Радимов, Павел Александрович
Рянгина, Серафима Васильевна
Сосновский, Лев Семёнович
Терпсихоров, Николай Борисович
Топорков, Дмитрий Александрович
Христенко, Николай Павлович
Шухмин, Петр Митрофанович
Яковлев, Борис Николаевич
Прочие:
Аввакумов, Николай Михайлович
Авилов, Михаил Иванович
Бакшеев, Василий Николаевич
Бродский, Исаак Израилевич
Бучкин, Петр Дмитриевич
Бялыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович
Владимирский, Борис Еремеевич
Волков, Александр Николаевич
Герасимов,Александр Михайлович
Горелов, Гавриил Никитич
Греков, Митрофан Борисович
Григорьев, Александр Владимирович
Ефимов, Борис Ефимович
Истомин, Константин Николаевич
Иогансон, Борис Владимирович
Касаткин, Николай Алексеевич
Киселис, Петр Юльевич
Колесников, Иван Фёдорович
Кольцов, Сергей Васильевич
Кончаловский, Пётр Петрович
Кузнецов Владимир Александрович
Кустодиев, Борис Михайлович
Малютин, Сергей Васильевич
Манизер, Матвей Генрихович
Машков, Илья Иванович
Меркуров, Сергей Дмитриевич
Мешков, Василий Никитич
Модоров, Федор Александрович
Нюренберг, Амшей Маркович
Павлов, Иван Николаевич
Ряжский, Георгий Георгиевич
Савицкий, Георгий Константинович
Самокиш, Николай Семёнович
Сварог, Василий Семёнович
Соколов-Скаля, Павел Петрович
Терпсихоров, Николай Борисович
Френц, Рудольф Рудольфович
Хвостенко, Василий Вениаминович
Чепцов, Ефим Михайлович
Шухмин, Петр Митрофанович
Юон, Константин Фёдорович
Яковлев, Василий Николаевич
Количественный состав АХРР—АХР не был постоянным и мог колебаться от 300 до 80 членов и экспонентов. В разное время в АХРР входили:
Председатели и учредители
Архипов, Абрам Ефимович
Богородский, Федор Семенович
Вольтер, Алексей Александрович
Григорьев, Александр Владимирович
Дормидонтов, Николай Иванович
Дроздов, Иван Георгиевич
Дроздов М. Д.
Журавлёв Василий Васильевич
Карев, Василий Васильевич
Карпов, Степан Михайлович
Кацман, Евгений Александрович
Киселис, Пётр Юльевич
Котов, Николай Георгиевич
Лехт, Фридрих (Фердинанд) Карлович
Малютин, Сергей Васильевич
Никонов, Николай Митрофанович
Павлов, Семен Андреевич
Перельман, Виктор Николаевич
Радимов, Павел Александрович
Рянгина, Серафима Васильевна
Сосновский, Лев Семёнович
Терпсихоров, Николай Борисович
Топорков, Дмитрий Александрович
Христенко, Николай Павлович
Шухмин, Петр Митрофанович
Яковлев, Борис Николаевич
Прочие:
Аввакумов, Николай Михайлович
Авилов, Михаил Иванович
Бакшеев, Василий Николаевич
Бродский, Исаак Израилевич
Бучкин, Петр Дмитриевич
Бялыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович
Владимирский, Борис Еремеевич
Волков, Александр Николаевич
Герасимов,Александр Михайлович
Горелов, Гавриил Никитич
Греков, Митрофан Борисович
Григорьев, Александр Владимирович
Ефимов, Борис Ефимович
Истомин, Константин Николаевич
Иогансон, Борис Владимирович
Касаткин, Николай Алексеевич
Киселис, Петр Юльевич
Колесников, Иван Фёдорович
Кольцов, Сергей Васильевич
Кончаловский, Пётр Петрович
Кузнецов Владимир Александрович
Кустодиев, Борис Михайлович
Малютин, Сергей Васильевич
Манизер, Матвей Генрихович
Машков, Илья Иванович
Меркуров, Сергей Дмитриевич
Мешков, Василий Никитич
Модоров, Федор Александрович
Нюренберг, Амшей Маркович
Павлов, Иван Николаевич
Ряжский, Георгий Георгиевич
Савицкий, Георгий Константинович
Самокиш, Николай Семёнович
Сварог, Василий Семёнович
Соколов-Скаля, Павел Петрович
Терпсихоров, Николай Борисович
Френц, Рудольф Рудольфович
Хвостенко, Василий Вениаминович
Чепцов, Ефим Михайлович
Шухмин, Петр Митрофанович
Юон, Константин Фёдорович
Яковлев, Василий Николаевич
Комментарии
Отправить комментарий