Эрмитажные коты
Эрмитажные коты — кошки,
официально содержащиеся на территории петербургского Зимнего дворца со
времени его постройки, в целях предотвращения интенсивного размножения крыс и мышей в Государственном
Эрмитаже. По оценке директора музея М. Б. Пиотровского, «коты — легенда эрмитажной жизни и её
неотъемлемая часть», а «интервью и
съёмки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта».
Крестьянка с кошкой.Давид Рейкарт III. Фландрия. 1640-е.
Считается, что история эрмитажных котов начинается с
привезённого из Голландии Петром Великим кота, которого поселили в
деревянном Зимнем дворце; по преданию, кота звали Василием. По другой версии,
Василий был взят Петром в 1724 году из дома голландского купца, торговавшего на
Вологодчине. Указ императора повелевал «иметь
при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения».
В XVIII веке в Зимнем дворце в огромных количествах
расплодились мыши и крысы, которые портили здание, прогрызая дырки в стенах. По
преданию, до императрицы Елизаветы Петровны дошли сведения о казанских
котах, благодаря которым в городе нет грызунов. В 1745 году, она
издала «Указ о высылке ко двору котов», который гласил:
…Сыскав в Казани
здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных
к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго
величества… <…> И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы
для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от
публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит,
штрафа по указам…
Повар у стола с дичью. Франс Снейдерс. Фландрия. Между 1634 и 1637.
Указ был немедленно выполнен; коты сделали своё дело, и
практически все грызуны во дворце исчезли. После возведения Зимнего дворца котов
запустили в новое здание, где они быстро прижились. Основательница Эрмитажа
императрица Екатерина II кошек не любила, но оставила их во Дворце и
придала статус «охранников картинных галерей», разделив на два класса —
надворных и комнатных. Среди последних преобладали русские голубые.
Коты обитали в Эрмитаже в период войны с Наполеоном и
после революции, при советской власти. Во время блокады Ленинграда все
коты погибли, и Зимний буквально кишел крысами. В 1941 году произведения
искусства были эвакуированы на Урал в Свердловск, а в музейных подвалах
оборудовали 12 бомбоубежищ. После войны в Ленинград было завезено
пять тысяч котов, часть которых попала в Эрмитаж. Вскоре крысы исчезли.
Враги. Жозеф Стевенс. Бельгия. 1849.
В 1960-х годах котов расплодилось слишком много, они
расширили места обитания, выйдя из подвалов в коридоры и залы музея. Тогда
котов отправили в отставку. Однако химические средства защиты от крыс себя не
оправдали, и вскоре коты были возвращены на место службы.
С момента поселения в Зимнем дворце коты бессменно выполняют
функции по очистке помещений от грызунов. Каждый кот имеет собственный паспорт,
ветеринарную карточку и официально числится квалифицированным специалистом по
очистке музейных подвалов от крыс.
Коты могут свободно передвигаться по территории Эрмитажа, но
вход в музейные залы им воспрещён. Сама сеть подвалов (почти двадцать
километров), где живут и охотятся коты, называется «большой кошачий подвал».
Для котов созданы комфортные условия проживания — в подвалах всегда сухо и
тепло, все помещения оборудованы маленькими проходами для свободы передвижения.
Все трубы, выходящие в подвал, закрыты решётками от проникновения туда
котов — неизвестно, как устроена вентиляционная система Эрмитажа,
поскольку чертежи не сохранились. Летом коты проводят больше времени снаружи,
на газонах, во дворах.
Кошки, которые встречаются на станциях дороги Токайдо. Утагава Куниёси. Япония. Около 1845. Триптих.
У каждого кота есть собственная мисочка, лоток и
корзинка для сна. Всем им сделаны прививки, осуществляется регулярное
ветеринарное наблюдение. Однако не все коты доживают до старости — многие
из них гибнут под колёсами машин. Особенно часто это происходит, когда в
Эрмитаже идёт ремонт. Поэтому на дворовой территории установлены специальные
знаки «Осторожно, кошки!». Пополняются ряды эрмитажных котов в основном
беспородными животными.
Сотрудники Эрмитажа регулярно закупают сухой корм для
котов. В бюджете музея нет статьи на содержание котов; корм приобретается на
пожертвования посетителей, музейных работников, спонсоров (в том числе и
зарубежных). У котов существует свой, благотворительный, счёт, проходящий
отдельной строкой в бюджете Эрмитажа, — поступающие от благотворителей
средства можно тратить только на нужды животных.
Поварёнок на кухне. Жозеф Байль. Франция. 1893.
В год 250-летия Эрмитажа директор музея Михаил Пиотровский
сообщил об установленном лимите в 50 котов, поэтому «излишки» музей отдаёт в
хорошие руки. Чтобы контролировать «лимит» котов, их регулярно пристраивают на
акциях «Хочу домой!» (лофт-проект «Этажи») и в «Республике кошек» (котокафе,
своеобразной альтернативе приюту, в котором обитает два десятка эрмитажных
котов). Перед передачей кота с потенциальным владельцем проводится беседа,
регистрируются его координаты и паспортные данные. Приоритет отдаётся семейным
парам; в коммунальные и съёмные квартиры котов отдавать не готовы. Новый хозяин
получает сертификат «Владелец Эрмитажного кота», дающий право пожизненного
бесплатного посещения выставочных залов.
Государственный Эрмитаж выпускает издания, посвящённые
музейным котам. В 2007 году вышла книга Николая Голя и Марии Халтунен «Кошкин
дом в Эрмитаже», выдержавшая несколько переизданий.
Котам посвящена вышедшая в 2007-м и переизданная в 2014 году
в Вашингтоне на русском и английском языках детская книга Мэри Энн Аллин «Анна
и кошки, или Приключение в Эрмитаже». Книга написана американской писательницей
в соавторстве с Марией Халтунен и повествует о приключениях девочки, мечтающей
нарисовать эрмитажного кота по имени Янтарь и разыскивающей его в музейных
пространствах. Один из героев книги — директор музея
М. Б. Пиотровский. Книга оформлена российскими художниками Анатолием
Белкиным и Марианной Соколинской. Часть доходов от продаж автор направляет на
лекарства и корм четвероногим героям книги.
Эрмитажным котам посвящён рассказ Златы Линник «Осторожно,
кошки».
В 2015 году вышла детская книга-фэнтези писателя Петра
Власова «Рыцарь, кот и балерина. Приключения эрмитажных котов». Книга посвящена
Петербургу, Эрмитажу, один из главных её героев — эрмитажный кот Василий.
В 2016
году американским композитором Крисом Брубеком создан мюзикл «Кошки Эрмитажа»,
в основу которого легла повесть писательницы Мэри Энн Аллен «Анна и кошки, или
Приключение в Эрмитаже». Премьерное исполнение сюиты из мюзикла с
участием Российского национального оркестра прошло
в марте 2016 года в Генеральном консульстве Российской Федерации в Нью-Йорке.
Комментарии
Отправить комментарий