КАК ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЛ ПРОФЕССИЮ | СОЗДАНИЕ ФИЛЬМА



Как только Леонид Иович Гайдай завершил работу над «Кавказской пленницей», он тотчас хотел взяться за экранизацию произведения Михаила Афанасьевича Булгакова «Бег». Эта затея не удалась, и в 1970 году вышел одноименный двухсерийный кинофильм режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова. Однако в начале 70-х Гайдай вновь вернулся к идее экранизации Булгакова, только на этот раз речь уже шла о комедии — пьесе «Иван Васильевич».

Сценарий к фильму писали дома у Гайдая. Дело в том, что сценарист фильма – Владлен Бахов – был соседом великого режиссера по лестничной клетке и жил в квартире напротив. 




Первый вариант сценария Гайдай писал под Юрия Никулина, который, прочитав его, наотрез отказался сниматься, мотивируя это тем, что год съёмок пропадёт впустую — фильм положат на полку. После отказа Никулина на роль царя пробовались восемь актёров, в том числе:
  • Евгений Евстигнеев (худсовету не понравились его пробы);
  • Георгий Вицин (ассоциировался с Трусом из знаменитой троицы);
  • Евгений Лебедев (по мнению Гайдая, выглядел превосходно в образе царя, но не убеждал его в образе управдома);
  • Владимир Этуш (он сыграл Антона Семёновича Шпака).
В результате роль досталась Юрию Яковлеву, который на пробах смог раздвоиться на жалкого Буншу и грозного царя. С утверждением Яковлева на обе роли возникла проблема с исполнителем роли Жоржа Милославского, играть которого, по задумке режиссёра, должен был Андрей Миронов. В сравнении с игрой Юрия Яковлева, Андрей Миронов не смог стопроцентно передать характер персонажа. Перепробовав ряд актёров, среди которых были Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный и Анатолий Кузнецов, Гайдай остановился на Леониде Куравлёве. Сложный выбор был и среди исполнительниц женских ролей. На роль Зины пробовались три Натальи: Селезнёва, Гундарева и Гвоздикова.




Макет машины времени по заказу «Мосфильма» изготовили в конструкторском бюро. Однако Гайдай его не принял: машина получилась слишком сложной и недостоверной, невозможно было поверить, что её смог бы соорудить один человек. В итоге макет изготовил скульптор Вячеслав Почечуев. Известно, что он получил за свою работу 40 рублей. В ведомости так и значилось: «Деньги выданы за изобретение машины времени».


Съемки фильма начались 26 августа с экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну. Съемки в Ростове-Ярославском продлились ровно неделю — до 2 сентября, после чего группа вернулась в Москву. Здесь до 17 сентября тоже снималась «натура».


В какое бы время не попал царь Иван Грозный из фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», он бы в любом случае, глядя из окна на Москву, сказал бы знаменитое: «Лепота...». Но он попал в Москву 1970-х! В квартиру Шурика на Новокузнецкую улицу, 13, прямо между станциями «Новокузнецкая» и «Павелецкая». Но в окно-то царь увидел не Новокузнецкую и не Павелецкую, а центр Москвы: Кутузовский, набережную Тараса Шевченко, Москву-реку, здание СЭВ и Новый Арбат. 


Как и многие другие советские фильмы, «Ивана Васильевича» цензура не обошла стороной. Комичный образ царя-самозванца был воспринят как издевательство над Иваном Грозным, и поэтому из фильма был исключён эпизод, где царь жарит котлеты на кухне Тимофеева. 

Также был переозвучен эпизод, где Зина, заботясь об Иване Грозном в квартире Шурика, произносит: «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается: «Вас [то есть царя] здесь могут увидеть!». 

Переозвучили и фразу Бунши в эпизоде обращения к шведскому послу — вместо сценарной фразы «Мир, дружба!» получилось: «Гитлер капут» (в оригинальной пьесе Булгакова Бунша в этот момент говорит: «Я на иностранных языках только революционные слова знаю, а всё остальное забыл…», на что следует ответ Милославского: «Ну, говори хоть революционные, а то ты ведь никаких слов не произносишь»).


Во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет?» Тот отвечает: «Во всяком случае, не мы» (цензурный вариант), в оригинале же — «Народ, народ, батюшка».


В сцене допроса Ивана Грозного сотрудниками милиции на вопрос «Где живёте?» тот отвечает: «В палатах» (цензурный вариант), по замыслу Леонида Гайдая: «Москва, Кремль».



Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки». Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра. В 11-минутном короткометражном фильме показана сюжетная линия, в основном связанная лишь с Милославским, причём в плёнке оказались фрагменты, которых в полнометражном фильме не было. К тому же, из полнометражного фильма была вырезана финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает вывести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи», милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем заканчивается, поэтому зрителю неясна его дальнейшая судьба. В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера


Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 17 сентября 1973 года и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей. Одной из первых на премьеру откликнулась главная газета страны — «Правда». Г. Кожухова в номере от 24 сентября писала: «Оставшись самим собой, Гайдай в новой работе, на мой взгляд, во многом довел свою интонацию, свой стиль до блеска и изящества. Не эти ли же свойства объясняют то, почему мы десятилетиями поминаем добрым словом «Веселых ребят», «Волгу-Волгу», «Карнавальную ночь» — за радость присутствия на празднике мастерства?..». Рецензия в «Известиях» называлась «Смех стоит стеной» и содержала только похвалы в адрес авторского коллектива фильма. В зарубежном прокате фильм вышел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».

Комментарии